Руководство по использованию

Обзор

Часы DGT2010 были разработаны для использования в различных настольных играх, особенно в таких как шахматы, го и шашки.

Основными характеристиками являются:
  • 13 различных алгоритмов, включающих в себя все популярные контроли времени
  • Ручная установка всех контролей времени
  • Предварительно запрограммирован 21 вариант контролей времени для быстрого и удобного выбора
  • Счетчик ходов для всех контролей времени
  • Корректировка времени и хода во время игры
  • Звуковой сигнал (с возможностью отключения) предупреждает об истечении времени
  • Функция корректировки контраста на ЖКД (жидкокристаллический дисплей)
  • Индикация низкого заряда батареи

Контроли времени

Введение

Время является неотъемлемой частью любого вида спорта, особенно в таких спортивных играх как шахматы, го, шоги и скрэбл. Разница между игроками оценивается не только по уровню продемонстрированной игры, но и по количеству затраченного времени для достижения данного уровня. Чем больше определенный вид спорта оценивается по уровню выступления, тем важнее ограничить игрока во времени на обдумывание хода. Это ограничение должно быть сделано в соответствии с каждой игрой или видом спорта. Часы DGT 2010 предлагают 13 различных методов для того чтобы засечь время партии между двумя игроками. Некоторые методы являются широко известными, тогда как другие – менее знакомыми. Несколько контролей времени используются уже на протяжении длительного времени, а другие являются нововведениями благодаря возможностям современной электроники. Каждая из систем контроля времени привлекательна сама по себе и, несомненно, оказывает влияние на восприятие игры. Традиционный блиц по 5 минут на каждого игрока отличается от систем «Бронштейна» с тремя минутами основного времени или «Фишера» с добавлением трёх секунд при каждом ходе, хотя разница общего времени на обдумывание хода очень незначительна. Мы рекомендуем игрокам поэкспериментировать с различными контролями времени, поддерживаемыми часами DGT 2010. Это может обогатить восприятие любимого вида спорта.

1. Рапид и Блиц (Опции 1, 2 и 3)

Самый простой способ, чтобы засечь время. У обоих игроков есть определенный период времени, за который они должны сделать все ходы.

2. 1 контроль + Гильотина (Опции 4 и 5)

За первый контроль времени нужно сделать предопределенное количество ходов. Второй контроль, Гильотин, используется для того чтобы завершить партию. Данный контроль времени схож с «Рапидом и Блицом», отличается только медленным стартом. Однако, время Гильотина добавляется только при условии, что один из игроков израсходовал всё время первого периода.

3. 2 контроля + Гильотин (Опции 6 и 7)

Для еще более спокойного начала партии до «Гильотина» можно играть с двумя контролями. Важно отметить, что второй контроль и «Гильотин» добавляются только при условии, если один из игроков проходит нулевой рубеж времени.

4. Повторяющийся второй контроль (Опции 8 и 9)

Более спокойное окончание игры тоже имеет свои преимущества. Обычные традиционные часы позволяют повторить одночасовой период для завершения ходов в партии.

5. Контроли Фишера (Опции 10-21)

Контроль с добавлением времени (контроль Фишера) – это такой контроль времени, где при каждом ходе игрока к его лимиту добавляется бонус, в виде определенного количества времени. Данный контроль предоставляет игрокам возможность продолжить партию, даже если было израсходовано слишком много времени в начале игры. Игроки могут получить дополнительное время к основному, выполняя ход раньше, чем истекает разрешенное добавочное время. Время партии увеличивается на добавочное время, которое было не использовано. Данный метод подразумевает накапливание времени уже с первого хода. При всех контролях с использованием дополнительного времени: в случае, если игрок израсходовал все время, включая добавочное, то часы останавливаются, а часы оппонента блокируются и больше не производят отсчет. Игра окончена!

5a. 1 контроль + Бонус («Фишер») (Опции 10-12)

Сразу как один из игроков достигает нулевое время в первом контроле, оба игрока переходят в бонусное время и получают второй период. Бонусное время добавляется при выполнении каждого хода.

5b. 2 контроля + Бонус («Фишер») (Опции 13-14)

Сразу как один из игроков достигает нулевое время во втором контроле, оба игрока переходят в бонусное время и получают второй период. Бонусное время добавляется при выполнении каждого хода.

5c. Бонус («Фишер») единичный период (Опции 15-18)

Единичный период, метод Фишера. Отсчет времени начинается с уже добавленным дополнительным временем к первому ходу.

5d. Турнирный контроль с бонусом (Опции 19-21)

Турнирный контроль с бонусом является самым сложным в отношении организации времени на обдумывание хода. Он содержит до 4 периодов основного времени, и на протяжении всей игры, бонусное время добавляется к каждому ходу. Добавление времени следующего периода происходит тогда, когда игрок проходит через нулевой рубеж времени или завершает определенное количество ходов. В предустановленных опциях 19 и 20, с двумя периодами каждая, второй период начинается, когда один игрок израсходовал все время первого периода и достигнул нуля. В этот момент оба игрока получают основное время второго периода единовременно. Опция 21 (Турнирный контроль с бонусом в 4 периода) разрешает запрограммировать 4 периода с различным основным временем, но с одинаковым бонусным временем за каждый сделанный ход. Количество ходов может быть запрограммировано для первых трех периодов. Если установленное количество ходов не равно нулю, то следующий период добавляется тогда, когда игрок выполняет запрограммированное количество ходов для этого периода. Если запрограммированное количество ходов равно значению 0, то переход в следующий период происходит сразу, когда игрок достигает нулевое время. Игроку, достигнувшему нулевое время, но не выполнившему запрограммированное (ненулевое значение) количество ходов, показывается мигающий флажок, а DGT 2010 останавливает отсчет, указывая, что игра окончена. Этот игрок проиграл! Для правильной работы счетчика ходов для турнирного контроля времени с бонусом игроки обязаны надлежащим образом останавливать часы после каждого совершенного хода, для того чтобы таймер смог правильно отслеживать количество уже сыгранных ходов. Перед началом игры обязательно проверьте правильность положения рычага часов и иконку, указывающую на цвет фигур игрока.

6. Контроль Бронштейна (Опции 22 - 25)

Одно из первых предложений касательно ограниченного времени на обдумывание хода пришло от Давида Бронштейна. Его метод применяется с первого хода. Основное время на обдумывание хода сокращается с некоторой отсрочкой. До того как время начинает сокращаться, у игрока есть фиксированное время, чтобы совершить ход. В данном случае невозможно накапливание времени за счет быстрой игры. Отсрочка изначально добавляется к основному времени.Часы всегда показывают общее оставшееся время, что является основным временем и отсроченное время за каждый ход (или на идущих часах, остаток от основного времени плюс остаток отсрочки).

7. Контроль времени + профессиональный байоми (Опции 26, 27 и 28)

По своей сущности Го разрешает игрокам использовать дополнительное время для того, чтобы завершить игру. Традиционно для этого используется метод байоми. Байоми предоставляет определенное количество дополнительного времени для каждого последующего хода игроку, который использовал весть свой лимит времени на совершение ходов. Обычно в Го основное время на обдумывание составляет от полутора до двух часов, также вместе с байоми от 20 до 30 секунд. После того как основное время было использовано, часы автоматически переключаются на байоми. Каждый раз, когда совершается ход, часы переключаются обратно. На дисплее появляется флажок, если игрок довел время байоми до нуля, не совершив хода. Для матчей высшего уровня основное время на обдумывание может составлять 9 часов, после которого следуют 5 периодов байоми продолжительностью в 1 минуту каждый. В конце 9-ти часового периода таймер переключается на время в 5 минут. Если игрок выполнил ход до того, как наступила 4-я минута, то таймер возвращается опять к 5 минутам. Если игрок совершил ход после 4-той минуты, то таймер возвращается уже к 4-м минутам. Таким образом, часы возвращаются к времени, равному периоду текущего байоми. Обратите внимание, что иконка “byo-yomi” появляется на дисплее экрана сразу, как один из игроков переходит на время байоми. Иконка с флажком в данном случае отсутствует, но она появляется, когда игрок достигает нуля. Игра может продолжаться, флажок исчезает при выполнении хода другого игрока.

8. Time + Canadian byo-yomi (“Overtime”) (options 29, 30)

Канадский байоми является упрощенной версией профессионального байоми. Вместо того чтобы использовать добавочное время к каждому ходу, этот метод распределяет дополнительное время, разрешая выполнить большее количество ходов (от 5 до 25). Когда первый контроль времени истекает, начинается время байоми, при этом высвечивается иконка байоми на экране таймера. Когда установленное количество ходов сделано, часы могут быть перезагружены с байоми, для этого нужно нажать кнопку «-» в течение 1 секунды.

9. Песочные часы (Опции 31 и 32)

Время на обдумывание у игрока постепенно уменьшается, в то время как у соперника - увеличивается. Этот способ игры является зрелищной альтернативой традиционному блицу. Часы останавливаются, когда у игрока истекает время, таким образом, он проигрывает игру.

10. Gong (Options 33 and 34)

До изобретения шахматных часов с двумя таймерами, на турнирах нередко использовался гонг. Гонг использовался для обозначения фиксированного времени на каждый ход. Опция 33 поочередно предоставляет 10 секунд времени на выполнение хода для каждого игрока.

Работа часов

1. Батарейки

Для часов DGT 2010 требуются 2 пальчиковые батарейки АА. Мы рекомендуем щелочные (алкалиновые) батарейки, с которыми часы могут работать, теоретически, до 10 лет. В случае если Вы не используете часы в течение длительного времени, рекомендуется вынуть батарейки, чтобы избежать вероятности нанесения вреда часам из-за протечки батареек. Необходимо заменить батарейки, если на дисплее таймера появился символ . При первом появлении подобного сообщения заряда батареек хватит еще на текущую партию. При неисправной работе часов переустановите батарейки.

2. Включение часов

Кнопка Включения/Выключения находится на задней панели часов.

3. Выбор контроля времени

При включении таймера на дисплее появляется номер контроля времени, который был выбран в предшествующий раз. Для выбора одной из 34 опций нажимайте на кнопки или . После номера 34, на дисплее опять появится 01. Для того, чтобы найти необходимый номер контроля времени, смотрите список контролей на задней панели таймера (Например, опция 02 соответствует Рапид: 25 минут).

4. Активация контроля времени

Когда нужный номер контроля появится на дисплее, активируйте его, нажав кнопку ОК. На экране появится время установленное по умолчанию для выбранного контроля времени. Теперь Вы можете начинать игру. Если Вы выбрали опцию ручной установки, то смотрите Раздел 9, Ручные установки.

5. Начало партии

Когда Вы выбрали контроль времени с предварительно запрограммированными настройками, проверьте, чтобы рычаг часов был поднят вверх для играющего белыми фигурами. Символ Короля обозначает цвет фигур игрока. Теперь начинайте игру, нажав кнопку Start/Stop Правильная установка цвета фигур на таймере важна для регистрации номера хода, особенно при Турнирном контроле Фишера.

6. Временная остановка таймера

Во время игры можно временно остановить таймер, нажав на кнопку Start/stop. Повторное нажатие Start/stop вновь запустит таймер.

7. Звуковой сигнал

При истечении времени таймер DGT 2010 подает звуковой сигнал. Часы пищат, когда остаются последние 10 секунд контроля времени, а также все последние 5 секунд. На последней секунде контроля подается продолжительный повторный сигнал. Таймер подает звуковой сигнал только при условии, что иконка «sound on» видима на экране. Включение и отключение звука производится нажатием кнопки , при остановленных часах. Для контролей времени под номерами 01 по 25 звуковой сигнал отключен по умолчанию, для контролей под номерами 26 по 34 звуковой сигнал по умолчанию включен.

8. Изменение времени и счетчика ходов

Во время игры Вы можете подкорректировать время, отображенное на дисплее. Для этого удерживайте кнопку Start/Stop в течение двух секунд до момента, пока левее расположенное число на дисплее замигает. Теперь можно изменить все цифры времени для обоих игроков. Для того чтобы изменить мигающую цифру, нажмите кнопку или . Нажмите ОК чтобы перейти к следующей цифре. После того как время было исправлено, счетчик ходов также может быть откорректирован: увеличение или уменьшение производится нажатием кнопок или . Когда нужное количество выбрано, нажмите кнопку ОК. затем нажмите Start/stop для того, чтобы перезапустить таймер. На основе внесенных исправлений таймер возобновляет отсчет времени. Смотрите пояснение к корректировке времени некоторых контролей.

9. Ручные установки

К каждому контролю времени присвоен определенный номер, который позволяет вручную изменить все параметры контроля. После выбора номера контроля для ручной настройки (например, опция 05 «1 контроль + Гильотин») параметры для него должны быть установлены по каждой цифре. В первую очередь должно быть установлено основное время для обоих игроков. После - количество контролей, в зависимости от выбранной опции. Смотрите таблицу ниже для всех ручных установок. Мигающие цифры изменяются кнопкой или . При появлении необходимой цифры, нажмите ОК. После этого начнет мигать следующая цифра. Если Вы не желаете изменять число, то просто нажмите ОК. Когда Вы закончите вводить все параметры, на экране появится символ Паузы > || и время для обоих игроков. Теперь часы могут быть запущены, для дополнительных инструкций см. пункт 5 в Разделе «Функции часов».
Параметры, которые должны быть запрограммированы для опций ручных настроек:

Опция

Название

Отображается

Установка

3

Рапид/Блиц

Время для обоих игроков

5

Контроль + Гильотина

2

Первый контроль для обоих игроков
Период времени Гильотина для обоих игроков

7

2 контроля + Гильотина

2
3

Первый контроль для обоих игроков
Второй контроль для обоих игроков
Период времени Гильотина для обоих игроков

9

Повторяющийся второй контроль

2

Первый контроль для обоих игроков
Повторный контроль для обоих игроков

12

1 контроль + бонус («Фишер»)

2
2

Контроль + бонус («Фишер»)
Первый контроль для обоих игроков
Второй контроль для обоих игроков
Добавление времени после каждого хода для обоих игроков

14

2 контроля + бонус («Фишер»)

2
3
3

Первый контроль для обоих игроков
Второй контроль для обоих игроков
Третий контроль для обоих игроков
Добавление времени после каждого хода при третьем контроле

18

«Фишер»

Время для игрока, сидящего слева и сидящего справа
Дополнительное время при каждом ходе для игрока сидящего слева
Дополнительное время при каждом ходе для игрока сидящего справа

21

Турнирный контроль «Фишера» (макс. 4 периода)

2
2
3
3
4

Первый контроль для обоих игроков
Дополнительное время после каждого хода для обоих игроков
Число ходов в первом периоде
Второй контроль времени для обоих игроков
Число ходов во втором контроле
Третий контроль времени для обоих игроков
Число ходов в третьем периоде
Четвертый контроль времени для обоих игроков

25

Контроль «Бронштейна»

Время для обоих игроков
Свободное время для игрока слева
Свободное время для игрока справа

28

1 контроль + профессиональный байоми

Время для обоих игроков
Время байоми за ход для обоих игроков
Число контролей байоми

30

1 контроль + канадский байоми

Первый контроль для обоих игроков
Контроль канадский байоми

32

Песочные часы

Время для обоих игроков

34

Гонг

Контроль времени гонг

Формат параметров:
Время для игроков по левую и правую руку, время Гильотины, время периода, повторяющийся период времени, канадский байоми, период времени гонг:

H:MM - за ними следуют .SS: Часы, минуты и потом секунды (до 9 часов, 59 минут, 59 секунд)

Дополнительное время (бонус):
M.SS минуты и секунды
(до 9 минут, 59 секунд)

Число ходов за период:
NN Двухзначное число до 99 ходов

Свободное время для игрока:
M.SS минуты и секунды
(до 9 минут, 59 секунд)

Количество периодов Байоми:
N Однозначное число от 1 до 9

Если Вы хотите использовать прежде запрограммированные контроли времени, не изменяя их параметры, то удерживайте кнопку ОК, пока дисплей не перестанет мигать.

10. Отмена ручных настроек или изменений контролей времени

Когда ручные параметры или контроль времени выбраны, и пока мигает первая цифра, можно сбросить введенные значения к каждой цифре, нажимая кнопку Start/Stop. Параметры останутся неизмененными и часы будут показывать > || , а также будут готовы для отсчета времени.

11. Символы на экране дисплея

Помимо цифр, дисплей таймера показывает следующие символы:

Символ

Обозначение

Указывает, что батарейки близки к разрядке.

Указывает, что идет бонусное время.

Указывает, что идет отсрочка времени.

Указывает, что используется контроль времени байоми. Это может быть профессиональный байоми или канадский байоми.

Временный флажок; указывает, что данный игрок первый перешел к следующему контролю времени. Исчезает после 5 минут.

(мигающий)

Завершающий флажок; указывает на игрока, у которого истекает время.

Указывает на то, что время отображено на дисплее в часах и минутах. Двоеточие разделяет цифры указывающие часы и минуты (Например, 1:45 или 0:25).

Указывает на то, что время отображено на дисплее в минутах и секундах. Точка разделяет цифры, указывающие минуты и секунды ( Например, 17.55 or 4.06).

Указывает, что звуковой сигнал включен, поэтому и часы будут пикать, приближаясь к времени равному нулю.

Указывает, что часы стоят на паузе, а также готовы для первого старта, или остановлены нажатием на Start/Stop, или остановлены по причине того, что игрок исчерпывает время.

Указывает, что часы находятся в действии.

/

Указывает цвет фигур игрока.

12. Отображение времени

Для контролей более 20 минут DGT 2010 показывает часы и минуты. Иконка hrs+min видна на дисплее. Для контролей меньше 20 минут, часы отображают минуты и секунды, поэтому иконка min+sec видна на дисплее. Максимум отображаемого времени это 9:59.59. Если время превышает данное значение, то оно обрезается до 9:59.59 без предупреждения.

13. Проверка контроля времени во время игры

Во время игры, нажав на кнопку ОК, Вы можете проверить выбранный контроль времени, не прерывая отсчета.

14. Счетчик ходов

Часы отслеживают количество сделанных ходов. Когда начинается новая игра, значение счетчика хода равно 0. Значение счетчика возрастает, когда играющий черными фигурами (см. иконки ( / ) на экране) завершает свой ход.

15. Проверка номера хода

Вы можете проверить номер хода, когда часы стоят на паузе, а также при совершении обратного отсчета, нажав кнопку . Это действие не прерывает ход часов.

16. Быстрая настройка, используя Автоповтор

Для быстрой операции, Вы можете удерживать кнопку , , или OK. Через секунду, они повторятся.

17. Перезапуск Канадского байоми

При выборе опций 29 и 30, контроль времени канадский байоми может быть перезапущен для игрока, делающего ход, нажав на кнопку “–“ в течение 1 секунды.

18. Корректировка контраста дисплея

При необходимости контраст дисплея может быть изменен одним из 16 оттенков. Для этого часы должны находиться в состоянии паузы (показывать > ||). Теперь нажмите и удерживайте кнопку ОК. Номер опции будет показан. Удерживайте кнопку ОК и повторно нажимайте на кнопку чтобы сделать дисплей темнее или кнопку чтобы сделать дисплей светлее. Выбрав подходящий контраст, нажмите кнопку ОК. Контраст будет настроен до той поры, пока не будут сменены батарейки.

19. Пояснение к корректировке времени

При изменении опции с несколькими периодами, кроме 21-вой опции, таймер запускает тот же контроль, как и во время корректировки, т.е. например при 10 опции, во втором периоде (бонус), время исправлено на 1 час, то бонусная система будет все еще в действии.

20. Пояснения к ручным установкам

Сохранение параметров. Если контроль времени был установлен вручную, игра закончилась, и был выбран опять такой же вручную установленный контроль, без переключения на другой контроль, тогда параметры первой настройки автоматически сохраняются. См. пункт 10 для быстрого начала новой игры. Период не изменен. Если контроль времени является многопериодным, а запрограммированное время промежуточного периода равно нулю, то такой период пропускается во время игры, и вместо него активируется следующий период. Руководство установки опции 21: Бонус турнир является самым сложным контролем времени. Обратите внимание, что если запрограммированное число ходов за период равняется нулю, то период закончится сразу после того, как игрок пройдет через нулевой рубеж. Если для периода запрограммировано 0 ходов, то завершающим периодам будут автоматически присвоено нулевое количество ходов. К таким завершающим периодам не может быть присвоено количество ходов равное не нулевому значению.

21. Уход за часами

Ваш DGT 2010 является надежным, хорошо изготовленным продуктом. Если Вы надлежащим образом обращаетесь с изделием, то оно принесет Вам долгие годы безотказной работы. Протирать слегка смоченной тряпкой. Не использовать абразивных чистящих средств.

22. Технические данные

Батарейки: Две AA (рекомендуются алкалиновые; потребление 2 uA в отключенном состоянии, 10 uA во включенном состоянии (продолжительность работы батареек примерно 10 лет)
Точность: В пределах 1 секунды за час
Корпус: ABS пластик

DGT2010 соответствуют положениям EN 50081-1:1991 и EN50082-1:1991